Молох
Молох
Жанр: Драма
Год: 1999
Режиссер(ы): Александр Сокуров
Страна: Россия
Актеры: Владимир Богданов, Елена Руфанова, Леонид Мозговой
Первое, что поражает в этом фильме, - это визуальный ряд. Каждый стоп-кадр хоть вставляй в рамку да вешай на стенку. Уникальный стиль художественного изображения можно охарактеризовать как архитектурно-графический, есть в нем что-то офортное, а иногда акварельное. Кажется, что перед нами иллюстрации к книге. Чего стоит кадр с двумя эсэсовцами, застывшими на скале, на фоне дымчатого неба! Почему-то вспоминаются наши Кукрыниксы, только гораздо изящнее и без особой карикатурности, хотя последняя неуловимо присутствует вместе с гротеском. А стены и колонны! Они наклоняются по воле оператора таким образом, чтобы впечатление оставалось наиболее сильным. Впрочем, стилистика напоминает о многом, но прямое сравнение в голову не приходит.||…Раннее утро в альпийском замке - секретной резиденции Гитлера. Обнаженная Ева Браун (Руфанова), спортивная и полная жизни красивая женщина, встречает это утро на огромном балконе, радуясь новому дню. Провести его в горах приезжают Адольф Гитлер (Мозговой), Йозеф Геббельс (Сокол) с женой Магдой (Спиридонова) и Мартин Борман (Богданов). Когда речь идет о вождях и крупных исторических личностях, мы обычно вспоминаем привычные снимки из газет или учебников, но вряд ли кто-нибудь, думая о Гитлере или, скажем, Рузвельте, представляет их в подштанниках или спускающими воду в унитазе. Авторы картины рассказывают об личной жизни фюрера, его отношениях с Евой Браун, которая, по ее словам, не знает, “где и кто с кем воюет”. Она хочет иметь семью, детей, но Гитлер не стремиться к обыденной жизни. Он изображен больным, немощным человеком, страдающим, скорее всего, от маниакально-депрессивного психоза или шизофрении. Впадает нередко в депрессию и чувствует себя больным, когда остается один, вне аудитории. Повсюду за ним следует человек, записывающий все, что он скажет. На стене висит фотография матушки. Ест фюрер только вегетарианские блюда и других убеждает в необходимости этого, повторяя одну и ту же шутку, “не хочет ли кто-нибудь трупного супа из мяса убитых на бойне животных”. Гитлер нелеп, смешон, и ему присущи обыкновенные человеческие слабости, желания… Вот он танцует, вот смотрит кинохронику, а то вдруг гоняется за Евой вокруг большого стола. Фильм не исторический, авторы размышляют, каким мог быть этот злой гений, отец нацизма, волей которого были уничтожены миллионы людей. Картину стоит посмотреть всем, кто ищет искусство в кино.||Фильм получил “Гран-при”, а Елена Руфанова - приз за лучшую женскую роль на “Кинотавре” в Сочи в 1999 году. Приз Юрию Арабову за лучший сценарий на МКФ в Канне в 1999 году. (Иванов М.)